ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 6 ИЮЛЯ 2004 ГОДА № 574-II О ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 15.07.2011 Г.)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в сфере внутреннего водного транспорта при осуществлении судоходства, перевозке пассажиров, багажа и грузов, а также определяет их права, обязанности и ответственность.
Глава 1. Общие положения
В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III; изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) причал – гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их погрузки, выгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
2) швартовка – действия по подходу и креплению судна к причалу, пирсу или другому судну;
2-1) социально значимые перевозки – перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в регулярном сообщении, удовлетворяющие потребность населения в перевозках и определяемые местными исполнительными органами;
3) дебаркадер – плавучий причал, предназначенный для швартовки и обслуживания пассажирских или грузовых судов;
4) диспаша – расчет убытков по общей аварии, распределяемых между сторонами, участвующими в перевозке;
5) диспашеры – лица, обладающие знаниями и опытом в сфере внутреннего водного транспорта, составляющие расчет по определению диспаши;
6) береговая полоса – полоса суши вдоль берегов водных объектов шириной двадцать метров от береговой линии для установки навигационных знаков и оборудования с соблюдением экологических требований;
6-1) реестр арендованных иностранных судов – документ, в котором регистрируются иностранные суда, соответствующие требованиям, установленным пунктом 5 статьи 26 настоящего Закона;
7) путевые работы – дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях;
8) пассажир – лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд, либо осуществляющее по договору перевозки груза с согласия перевозчика сопровождение автотранспортного средства, животных и иного груза;
8-1) пассажирское свидетельство – судовой документ, содержащий сведения о максимально допустимом количестве пассажиров на судне;
8-2) пассажирское судно – судно, предназначенное для перевозки более двенадцати пассажиров;
9) свидетельство о годности к плаванию – один из основных документов Регистра судоходства, выдаваемый в соответствии с правилами Регистра судоходства;
10) судно – судно внутреннего водного плавания, самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно плавания «река – море», паром, судно технического флота, (дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода), находящиеся под техническим наблюдением Регистра судоходства;
11) судовой ход – поверхность воды на внутренних водных путях, обставленная знаками навигационной обстановки, указывающими его направление и границы, в пределах которой допускается беспрепятственное плавание судов определенных размеров;
12) судовождение – деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям;
13) судовладелец – лицо, эксплуатирующее судно от своего имени на праве владения и пользования в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
13-1) ипотека судна – ипотека подлежащего государственной регистрации судна внутреннего водного плавания, в том числе маломерного судна, судна плавания «река – море», а также строящегося судна, возникающая на основании договора, зарегистрированного в соответствующем реестре;
14) судовая книга – документ, в котором регистрируются суда и права на них, не вошедшие в Государственный судовой реестр;
В подпункт 15 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.)
15) судоходство – деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, рыбных и иных промыслов, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской проводки судов, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля и надзора, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей;
16) судоходный шлюз – гидротехническое сооружение для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой;
17) Регистр судоходства – государственное предприятие классификации и обеспечения технической безопасности судов внутреннего водного плавания и судов плавания «река – море»;
18) лоцманская проводка судов – деятельность, обеспечивающая безопасное прохождение судов по особо сложным участкам внутренних водных путей;
19) собственник судна – лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна в соответствии с Правилами государственной регистрации судна, в том числе маломерного судна, и прав на него;
20) киль – основной продольный элемент судна, который идет вдоль днища от носа до кормы и делит его на две симметричные части;
21) транспортная накладная – перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов в прямом водном и смешанном сообщениях;
22) освидетельствование – осмотр судна в целях определения его технического состояния в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и правилами Регистра судоходства, направленными на обеспечение безопасности плавания судна с учетом его назначения и подтверждения класса;
23) внутренние водные пути Республики Казахстан (далее – внутренние водные пути) – естественные или искусственно созданные пути сообщения, возможные для использования в целях судоходства;
24) внутренний водный транспорт Республики Казахстан (далее – внутренний водный транспорт) – вид транспорта, зарегистрированный на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляющий судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях;
Подпункт 25 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)
25) осмотр – проверка уполномоченным органом объекта на предмет соответствия требованиям законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан, направленным на обеспечение безопасной эксплуатации;
26) опасный груз – груз, который в силу присущих ему свойств и особенностей при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий, строений и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей среде;
27) лоцман – специалист, обладающий определенными знаниями и навыками в области безопасного проведения судов к месту швартовки, постановки на якорь и перестановки судов в порту;
28) Государственный судовой реестр – документ, в котором регистрируются суда и права на них, соответствующие требованиям, установленным пунктом 5 статьи 26 настоящего Закона;
В подпункт 29 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)
29) государственный транспортный контроль и надзор (далее – транспортный контроль и надзор) – совокупность мероприятий, проводимых уполномоченным органом в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами требований законов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан;
30) навигация – период времени, в течение которого возможно судоходство;
31) судно плавания «река-море» – судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;
32) порт – комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;
33) акватория порта – ограниченный участок поверхности воды, служащий для подхода и стоянки судов у причалов и устройства рейдов, на которых суда и составы ожидают грузовой обработки или отправления в рейс, а также где выполняются необходимые операции;
34) рейды – часть акватории порта за пределами судового хода, предназначенной для якорной стоянки судов, маневрирования или перегрузки грузов;
35) рейс – транспортный процесс перевозки пассажиров или грузов за определенный интервал времени между географическими пунктами или районами;
35-1) проектный уровень воды – один из низких навигационных уровней, имеющих установленную величину многолетней обеспеченности в зависимости от группы водных путей по признаку интенсивности судоходства, на основании которого на судоходных реках устанавливаются гарантированные габариты судового хода;
36) такелаж – совокупность судовых снастей для грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов и сигналов;
37) перевозчик – лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях судном, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа и грузов и указанное в перевозочных документах;
38) скоропортящийся груз – груз, имеющий ограниченный срок годности и требующий особых условий перевозки и хранения;
В подпункт 39 внесены изменения в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV (см. стар. ред.)
39) проверка – действие государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, совершаемое в целях определения соблюдения субъектами предпринимательства требований законодательства Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте;
40) паспорт моряка – документ, удостоверяющий личность гражданина Республики Казахстан, работающего на казахстанских судах или иностранных судах заграничного плавания;
41) техническое наблюдение – составная часть классификационной деятельности, направленной на обеспечение технической безопасности судов, включающая в себя поэтапные проверки соблюдения законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании и о внутреннем водном транспорте;
42) пункт отстоя – земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов, плотов и иных плавучих объектов;
42-1) регистрационный номер – номер судна, в том числе маломерного, который присваивается ему при осуществлении государственной регистрации;
43) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере внутреннего водного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию;
44) предприятие уполномоченного органа – государственное предприятие внутреннего водного транспорта, основной задачей которого является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания и развития внутренних водных путей судоходных гидротехнических сооружений (шлюзов) в целях обеспечения безопасного плавания судов в пределах обслуживаемых границ:
45) маломерное судно – плавучее сооружение независимо от мощности двигателей и длины, специально предназначенное для отдыха, прогулки, спорта и другой деятельности, не связанной с судоходством, пассажировместимостью до двенадцати человек или валовой вместимостью не более восьмидесяти регистровых тонн, а также суда с подвесными моторами (вне зависимости от мощности двигателей), парусные суда грузоподъемностью сто пятьдесят и более килограммов и несамоходные суда (гребные лодки грузоподъемностью сто и более килограммов, байдарки – сто пятьдесят и более килограммов, надувные суда – двести двадцать пять и более килограммов).