ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА № 266-II О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 12.01.2012 Г.)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА № 266-II О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 12.01.2012 Г.)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, участниками перевозочного процесса, государственными органами, пассажирами, отправителями, получателями, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом.

Глава 1. Общие положения

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 09.07.04 г. № 596-II; Законом РК от 31.01.06 г. № 125-III; Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 66-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 13.02.09 г. № 135-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.); изложена в редакции Закона РК от 28.12.10 г. № 369-IV (см. стар. ред.)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) получатель – лицо, получающее багаж, грузобагаж или почтовые отправления и указанное в перевозочных документах

2) специальный подвижной состав – самоходные и несамоходные железнодорожные транспортные средства, предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию, восстановлению и ремонту магистральной железнодорожной сети и подъездных путей;

3) специальные перевозки – перевозки специальных грузов для государственных и оборонных нужд;

4) социально значимые пассажирские сообщения – сообщения, социальная значимость которых определяется;

межобластных – Правительством Республики Казахстан;

межрайонных (междугородных внутриобластных) и пригородных – местными представительными и исполнительными органами

5) багаж – имущество весом не более двухсот килограммов, принятое к перевозке в пассажирском или почтово-багажном поезде;

6) запорно-пломбировочные устройства – контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами, применяемые для предотвращения доступа к грузу, перевозимому в вагоне, контейнере;

7) билетная касса – пункты продажи проездных документов (билетов), расположенные в зданиях железнодорожных вокзалов и вне этих зданий, в которых оказываются услуги по продаже проездных документов (билетов) в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;

8) вагон – несамоходное прицепное транспортное средство, предназначенное для перевозки по железнодорожным путям;

9) оператор вагонов (контейнеров) – лицо, владеющее вагонами (контейнерами) на праве собственности или иных законных основаниях, участвующее на основе договора с перевозчиком в перевозочном процессе путем оказания услуг оператора вагонов (контейнеров) и указанное в перевозочных документах;

10) услуги оператора вагонов (контейнеров) – услуги по обеспечению на договорной основе вагонами (контейнерами), распределению и управлению движением вагонов (контейнеров) в порядке, установленном уполномоченным органом;

11) крупногабаритный (негабаритный) груз – груз, габариты которого при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути, превышают очертание габарита погрузки или его геометрические выносы в кривых превышают расчетные нормативы, установленные законодательством Республики Казахстан;

12) пассажир – физическое лицо, имеющее проездной документ (билет) и совершающее поездку в поезде;

13) пассажирское агентство – лицо, оказывающее услуги по продаже проездных документов (билетов) через свои пункты продаж на основании договора с перевозчиком, обеспечивающее выполнение требований, предъявляемых к оформлению проездных документов (билетов);

14) автоматизированная система управления пассажирскими перевозками – система централизованного управления пассажирскими перевозками и электронного резервирования мест;

15) путевое развитие – совокупность магистральных, станционных путей, стрелочных переводов, соединяющих их между собой, технических средств и устройств, расположенных в пределах станции и подъездных путей;

16) отправитель – лицо, отправляющее багаж, грузобагаж или почтовые отправления и указанное в перевозочных документах;

17) груз – имущество, принятое по договору к перевозке в грузовом поезде;

18) грузополучатель – лицо, указанное в перевозочных документах и получающее груз;

19) грузобагаж – имущество весом более двухсот килограммов, принятое к перевозке в пассажирском и почтово-багажном поезде;

20) грузоотправитель – лицо, указанное в перевозочных документах и отправляющее груз;

21) грузовая отправка – партия груза, предъявляемая к перевозке по одной железнодорожной транспортной накладной;

22) грузовой терминал – комплекс сооружений и технических средств на подъездном пути, предназначенный для предоставления комплекса услуг грузоотправителям и грузополучателям и осуществления смешанных перевозок;

23) подвижной состав – тяговые транспортные средства (локомотивы), вагоны, самоходные и иные транспортные средства, предназначенные для перевозки по железнодорожным путям пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений;

24) контейнер – универсальное транспортное оборудование многократного применения, предназначенное для перевозки грузов;

25) контрагент – лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях прирельсовыми складами, площадками для хранения грузов, погрузочно-разгрузочными механизмами и (или) подъездными путями, примыкающими к подъездным путям другого ветвевладельца, или пользующееся услугами подъездных путей;

26) железнодорожные пути по договорам концессии – железнодорожные пути, построенные и эксплуатируемые по договору концессии и не включенные в магистральную железнодорожную сеть;

27) объекты железнодорожного транспорта по договорам концессии – объекты, построенные и эксплуатируемые по договору концессии и не включенные в магистральную железнодорожную сеть;

28) услуги железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта по договорам концессии – услуги по предоставлению в пользование железнодорожных путей с объектами железнодорожного транспорта, построенных и эксплуатируемых по договору концессии, и организации пропуска подвижного состава по ним;

29) подъездные пути – железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к магистральным и (или) станционным путям;

30) услуги подъездных путей – услуги ветвевладельца по предоставлению в пользование подъездных путей или обслуживанию им грузоотправителей и грузополучателей;

31) приемо-сдаточные (выставочные) пути – определенные договором на подачу-уборку вагонов железнодорожные пути в пределах станции или на подъездном пути для выполнения приемо-сдаточных операций;

32) приемо-сдаточные операции – документально оформленные в установленном порядке действия, выполняемые при приеме (передаче) грузов, вагонов, контейнеров;

33) опасные грузы – грузы, которые в силу присущих им свойств могут послужить причиной гибели, травмирования или заболевания людей, животных, взрыва, пожара, повреждения или уничтожения имущества, а также нанести вред окружающей среде;

34) ручная кладь – личные вещи, перевозимые пассажиром с собой в вагоне без оплаты, по весу и габаритам, не превышающим установленные размеры;

35) объекты локомотивной инфраструктуры – объекты, предназначенные для обеспечения эксплуатации и экипировки тягового подвижного состава и обслуживания локомотивных бригад;

36) оператор локомотивной инфраструктуры – лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях объектами локомотивной инфраструктуры и оказывающее услуги операторам локомотивной тяги;

37) оператор локомотивной тяги – лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях тяговым транспортным средством (локомотивом), обеспечивающее его содержание, эксплуатацию и имеющее разрешение на предоставление услуг локомотивной тяги, выданное уполномоченным органом;

38) услуги локомотивной тяги – услуги по перемещению подвижного состава тяговым транспортным средством (локомотивом) по железнодорожным путям;

39) магистральные пути – железнодорожные пути, соединяющие железнодорожные станции, предназначенные для функционирования железнодорожного транспорта общего пользования на всей территории Республики Казахстан и обеспечения железнодорожного сообщения с другими государствами;

40) магистральная железнодорожная сеть – магистральная железнодорожная инфраструктура, включающая магистральные и станционные пути, а также объекты электроснабжения, сигнализации, связи, устройства, оборудование, здания, строения, сооружения и иные объекты, технологически необходимые для ее функционирования;

41) услуги магистральной железнодорожной сети – услуги по предоставлению в пользование магистральной железнодорожной сети и организации пропуска подвижного состава по ней;

42) оператор магистральной железнодорожной сети – организация, созданная государством для предоставления услуг магистральной железнодорожной сети и управления перевозочным процессом;

43) маневровая работа – перемещение вагонов при их обработке, сортировке, роспуске, подаче-уборке под погрузку, выгрузку, на пути (с пути) ремонта, на взвешивание, при формировании, расформировании поездов; перестановка подвижного состава с одного пути на другой, движение локомотивов в пределах станции, перемещение специального подвижного состава, тяговых транспортных средств (локомотивов или моторвагонных подвижных составов);

44) эксплуатационная документация – документация, оговаривающая порядок эксплуатации железнодорожного транспорта и оборудования;

45) поезд – сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими тяговыми транспортными средствами (локомотивами или моторвагонными подвижными составами), имеющий установленные сигналы, локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, следующие по определенному оператором магистральной железнодорожной сети маршруту;

46) тяжеловесный груз – груз, у которого масса и длина или нагрузка на раму (пол) вагона превышают величины, допускаемые при перевозке на универсальном подвижном составе, установленные техническими условиями погрузки и крепления грузов;

47) станционные пути – железнодорожные пути в границах железнодорожной станции, за исключением подъездных путей;

48) ветвевладелец – лицо, владеющее железнодорожным подъездным путем на праве собственности или иных законных основаниях;

49) транспортировка – совокупность взаимосвязанных действий перевозчика, оператора магистральной железнодорожной сети, оператора локомотивной тяги, оператора вагонов, контейнеров и других участников перевозочного процесса, выполняемых в целях перемещения багажа, грузов, грузобагажа, почтовых отправлений из пункта отправления в пункт назначения;

50) срок транспортабельности – предельно возможный исходя из данных, указанных в сертификате (качественном удостоверении), срок нахождения скоропортящегося багажа, груза, грузобагажа в пути;

51) правила перевозок – нормативные правовые акты, регулирующие деятельность и взаимоотношения всех участников перевозочного процесса;

52) перевозочные документы – документы, путем оформления которых заключается договор перевозки (проездной документ (билет), багажная и грузобагажная квитанции, железнодорожная транспортная накладная);

53) перевозочный процесс – совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых при осуществлении перевозок;

54) участник перевозочного процесса – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в области железнодорожного транспорта;

55) скоропортящийся багаж, груз, грузобагаж – багаж, груз, грузобагаж, имеющий ограниченный срок годности и требующий особых условий перевозки и хранения;

56) железнодорожный вокзал – комплекс зданий, сооружений (включая пассажирские платформы и вокзальные переходы) и других видов имущества, предназначенных для оказания населению услуг по перевозке железнодорожным транспортом и приему-выдаче багажа, грузобагажа;

57) железнодорожные пути – объекты недвижимого имущества (магистральные, станционные, подъездные пути), по которым осуществляется перемещение подвижного состава;

58) железнодорожный транспорт – вид транспорта, обеспечивающий перевозки по железнодорожным путям;

59) перевозчик на железнодорожном транспорте (далее – перевозчик) – перевозчик, осуществляющий перевозки подвижным составом и указанный в перевозочных документах;

60) охранные зоны железнодорожного транспорта – земельные участки, необходимые для обеспечения безопасности перевозок, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

61) железнодорожное сообщение – перевозка пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом между пунктами отправления и назначения;

62) железнодорожная станция – пункт, разделяющий магистральные пути на участки, имеющий путевое развитие, обеспечивающий регулирование движения, пропускную способность и позволяющий производить операции по приему, отправлению и (или) скрещению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров, приему, выдаче багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и (или) грузов, а также маневровую работу;

63) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере железнодорожного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию;

64) Национальный перевозчик – перевозчик, статус которого определяется Правительством Республики Казахстан, выполняющий специальные перевозки и оказывающий услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений и (или) грузов подвижным составом;

Подпункт 65 изложен в редакции Закона РК от 12.01.12 г. № 538-IV (см. стар. ред.)

65) Национальная железнодорожная компания – созданное по решению Правительства Республики Казахстан акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу, осуществляющее содержание, эксплуатацию, модернизацию магистральной железнодорожной сети, а также выполняющее функции оператора магистральной железнодорожной сети;

66) экспедитор – лицо, оказывающее услуги по организации перевозок грузов, которое может указываться в перевозочных документах в качестве плательщика перевозки на основании договора транспортной экспедиции.Подробнее

Пост опубликован: 28 марта 2016